Юзабилити или удобство пользования

веб-дизайн

Понятие сферы микроэкономики – юзабилити – происходит от английского слова «usability», которое дословно переводится как применимость. Поэтому данным термином определяют удобство того или иного предмета для использования. По сути, определение можно отнести и к другому термину – «эргономичность». Но существуют нюансы, вносящие различия в суть этих слов.

Так, юзабилити – это качественная характеристика, определяющая степень легкости интерфейса для пользователя в процессе использования. Этим же словом называют набор методов, которые помогают улучшить интерфейс в ходе его разработки.

Рассмотрим количественные составляющие юзабилити:
1. Обучаемость: как быстро и с приложением какой доли усилий пользователи могут довести до конца главные задачи, первый раз встретившись с тем или иным интерфейсом;
2. Эффективность: как быстро пользователи выполнят поставленные перед ними задачи после ознакомления с интерфейсом;
3. Запоминаемость: как быстро пользователь сможет активизировать навыки работы с выбранным интерфейсом после возвращения к нему после временного перерыва;
4. Ошибки: будет ли делать ошибки пользователь, если да – сколько, какого уровня и типа; как легко пользователю будет исправлять их;
5. Удовлетворенность: приятно ли пользователю работать с этим интерфейсом?

В Сети юзабилити – это первоочередное условие выживания. Если работа с сайтом затруднена по тем или иным причинам, посетители переходят на другие сайты. Когда главная страница не содержит однозначной информации по поводу специализации компании, а также по поводу полезности данного сайта для пользователя, они также покидают его. Уходят пользователи и тогда, когда обнаруживается запутанность. А еще тогда, когда представленные данные не отвечают на основные вопросы посетителей. Мысль понятна? Посетители, внимательно вникающие в руководство по работе с тем или иным сайтом, а также просиживающие часами за изучением интерфейса сайта – выдумка, но не реальность. Ведь в Сети имеется огромное количество сайтов. Значит, возникающие трудности – простой повод сменить сайт. Тратить время на изучение одного, обладая многими, никто не станет.

Разрабатывая продукты, предназначенные для внутреннего пользования, стоит учесть, что повышение юзабилити вдвое – это деление времени на процесс обучения пользователей на два, а также умножение на два числа действий, которые пользователи могут совершить, например, за час.

Разрабатывая продукты, предназначенные для продажи, учитывать то, что повышение юзабилити вдвое – это умножение предыдущих объемов продаж на два, а также удвоение числа заказов, зарегистрированных пользователей. В целом, это умножение результатов проекта на 2.

Проблемы с юзабилити обнаруживаются путем тестирования нескольких юзеров (достаточно пяти) на мелких тестах. После проведения каждого следует исправлять ошибки. Данный метод именуется методом последовательного дизайна.

Юзабилити – это важная деталь любого этапа работы над проектом. Оценка интерфейса на всех этапах – это то, что настоятельно рекомендуется делать с помощью простых и недорогих тестов. Выглядит это так:
- протестируйте старый дизайн на предмет удачных моментов, которые необходимо усилить в новом дизайне, а также чтобы найти отрицательные моменты, вызывающие у пользователей затруднения разного рода;
- если вы не имеете старого дизайна, изучите проекты конкурентов. Это самый дешевый способ получения сведений о вариантах интерфейса, которые обладают сходной функциональностью;
- проведите хотя бы одно тестирование в реальных условиях. С его помощью можно понять суть работы пользователей с интерфейсом в ситуации рабочего места;
- сделайте прототипы лучших вариантов дизайна на бумаге и проведите испытание их на пользователях. Ведь чем меньше дней уйдет на реализацию какой-либо идеи, тем лучше. Поскольку вносить корректировки в дизайн после проведения тестов придется обязательно;
- выберите самые удачные идеи, отшлифуйте их, идя от схемы на бумаге к детальному дизайну, выполненному на компьютере. Не забывайте тестировать каждый раз внесенные поправки;
- дизайн должен отвечать самым основным требованиям юзабилити;
- после принятия окончательного решения по поводу варианта, проведите еще одно тестирование. Ведь этап реализации сопряжен с мелкими ошибками, исправлять которые нужно в обязательном порядке.

Тестировать дизайн на пользователях нужно не в финале, а периодически в процессе разработки. Поскольку многие обнаруженные ошибки, в таком случае, исправить уже нельзя. Они слишком глубоки и кардинальны. Характер критических ошибок, в большинстве случаев, - структурный. То есть успеха можно будет добиться лишь после переделки всех основ проекта.

Наши услуги

Наши новости

01.04.2009
Оказывается, что интервал между саккадами отражает сложность той деятельности
Иначе говоря, он выражает степень тех затруднений, которые испытывает человек при покупке 5ти апельсинов.
01.04.2009
Оказывается, что интервал между саккадами отражает сложность той деятельности
Иначе говоря, он выражает степень тех затруднений, которые испытывает человек при покупке 5ти апельсинов.

Архив новостей